Сахалин 2010: знакомство с талией острова

Пеший поход от Охотского до Японского моря
с последующим заходом на грязевой вулкан
и прогулкой скалами вдоль моря


Автор: Николай Комлев
Фото: участников похода
Обновление 20 июня:
Добавил Иннины зарисовки (часть II) + Фото грязевого вулкана


В этом файле выложена "деловая" часть отчета - маршрут, сроки, участники, снаряга, выводы и рекомендации. Все остальное - дневник, впечатления, фото и прочую лирику выложу отдельными файлами со ссылками отсюда.

Поход, на мой взгляд, удался. Категория (как и планировалось) - неспортивный, спокойный, познавательный пеший поход. С нормальной физической нагрузкой. В полной автономии от цивилизации. Временами с элементами экстрима (в виде медведей, дебрей и сюрпризов организма)


Когда

Поход был запланирован на 17 полных дней + день прилета и день отлета.
В первые две с половиной недели августа.
Вылетели из Москвы 29-го июля (четверг)
Возвратились в Москву (основная группа) 17 августа (вторник).

Период был выбран удачно: комфортная погода, начало грибов, ягод, рыбы.


Где

Сахалин - крупнейший остров в составе России. От Москвы до Сахалина на самолете примерно 6700 км. По автодорогам 9250 км.

Сначала мы летим на самолете через всю страну

Сахалин омывается Охотским и Японским морями. Длина 948 км, ширина от 26 км до 160 км. От материковой Азии отделён Татарским проливом; от японского острова Хоккайдо — проливом Лаперуза.
Климат влажный. Времена года на острове сменяют друг друга с опозданием примерно на три недели относительно Москвы

Остров, мне кажется, похож на рыбу или акулу, плывущую на Север. Возможно, что эта та самая рыба Кунь, достигающая в длину неведомо сколько ли. Оха находится в голове этой рыбы. Южно-Сахалинск - в хвосте. Несколько выше хвоста остров сужается, напоминая мне талию. Чуть ниже и чуть выше талии мы и бродили по острову. Не зря Чжуан-цзы предупреждал, что эта Кунь иногда превращается в птицу Пэн, которая летит в Южный океан. Одного из нас птица едва не унесла.

Карта взята с сайта Википедии
Вот Сахалин и его окружение


Маршрут

Я планировал две основные части маршрута и одну маленькую дополнительную, которой можно пожертвовать, если будем не успевать:
1. Первая, горная, самая длинная часть - пересечь остров от Охотского моря до Японского 9-10 дней
2. Вторая, приморская часть - 5-6 дневный маршрут вдоль берега Охотского моря, в районе Пугачево - Тихая.
Оба маршрута не отличаются оригинальностью. Но проходят по проверенно красивым местам и для первого знакомства с островом, вполне подходят.
3. Наконец, еще один участок, который можно успеть и за день, и за два. А можно им и пожертвовать (как это получилось у нас). Это - грязевой вулкан километрах в 25 от Южно-Сахалинска.

Большое СПАСИБО Федорычу (Владимир Федорович), Яне и Жене, оказавшим помощь в выборе маршрута! Все они имели или имеют отношение к Центру детско-юношеского туризма г.Южно-Сахалинска http://cdut.sakh.com/
Федорычу отдельное спасибо за гостеприимство и помощь в Южно-Сахалинске



Итак, основная часть маршрута (часть I) это переход от Охотского до Японского моря, от местечка Фирсово до Новоселово. Так посоветовал Федорыч. Там мы и планировали, но вышло иначе. Тем, кто пойдет за нами, я также советую этот маршрут. Поэтому привожу найденные в инете отчеты из походов по этим местам: - с запада на восток ; - с востока на запад ; - и вообще на лыжах

В этих отчетах все подробно написано о типе почв, растительности, температуре и пр., ибо это официальные отчеты. По мнению опытного Федорыча, этот маршрут проходится дней за 10. По карте там 42 км. по прямой. Но по прямой там не ходят - дебри. Судя по отчетам, люди наматывают 115 км или вон лыжники аж 190-200 км.

Карта взята с сайта Google
Красная полоска - это реальный маршрут,
а пунктиром показан планировавшийся маршрут

Мы не взяли с собой каких-либо навигаторов (официально сахалинские карты до сих пор не рассекречены), поэтому легко сбились с маршрута. В тот момент, когда с реки Фирсовки нужно было перейти на реку Ломоносовка, мы, увы, перешли на речку Ясновку.
Поскольку речки очень похожи, то ошибку обнаружили слишком поздно. Поняли, что речка не та. Но на какой именно мы находимся было не ясно. Решили подняться по ней вверх и там сориентироваться. Как оказалось, истоки речки лежали у одной из самых высоких гор гряды - горы Рудановского. Так что вместо перевала, мы вышли к вершине. Потратив немало сил, мы поднялись на гору. Поняли что это за вершина и как далеко мы отклонились. Был вариант все же выйти на плановый маршрут по реке Найба. Но пройденный крюк отнял слишком много времени и сил. Поэтому мы решили идти к Японскому морю по наиболее простому варианту - по речке Томаринке. Поскольку на этот участок у нас не было подробных карт, то мы шли вообще "на ощупь". Собственно, даже не зная, что это река Томаринка - просто выбрав ее исходя из рельефа местности.

Таким образом плановая цепочка маршрута была: п. Фирсово - р. Фирсовка - р. Ломоносовка - р. Морозовка - пер. Кутузовский (или соседний 300 м севернее) - р. Тигренок (или параллельный приток) - р.Найба - р.Пожарская - р.Чижевка - пер. через Южно-Камышовый хребет - р. Русская - р. Чеховка - вдп. Шуйские - г. Спамберг - оз. Моховое - р. Ястребок - р. Новоселка - пос. Новоселово

Реальная цепочка получилась: п. Фирсово - р. Фирсовка - р. Ясновка - гора Рудановского - река Томаринка - хутор Технологическая - г.Томари.
Этот переход занял у нас 10 полных дней. Здесь также были водопады, была гора (по высоте Спамберг и Рудановского сопоставимы - оба около километра высотой). Чего не было, так это озер. Мы рассчитывали на них отдохнуть и порыбачить. На всем протяжении мы не встретили ни одного человека. Только мы и медведи.

Вторая, морская часть маршрута (часть II) это 5-6 дневный маршрут вдоль берега Охотского моря в районе Пугачево - Тихая.

Карта взята с сайта Google
Красная полоска - это наш маршрут



Третья, часть маршрута (часть III) это короткий (две ночи и один день) маршрут вблизи Южно-Сахалинска. Помимо любования грязевым вулканом и остатками японской железной дороги, эта часть маршрута играла роль - запаса по времени и осмысленной ночевки накануне вылета домой. Вот карта-схема этой части маршрута.



График похода

30-го июля
  13:20 Приземлились в аэропорту Хомутово.
Сначала мы планировали переехать до авто-жд/вокзала и потом - на поезде.
Но водила микроавтобуса нас уболтал. И мы на нем сразу из аэропорта доехали до местечка Фирсовка, лишь купив по дороге у китаянки овощей с грядки.
В Фирсовке оставили заброску (еду на вторую часть похода) на базе у некоего Николая (три огромные сумки) и тут же пошли в горы/сопки вверх по реке.

31 июля, 1-9 августа
  За эти 10 с хвостиком дней пересекли остров с востока на запад, от моря до моря, от Фирсово до Томари.
По плану мы собирались дойти до Новоселово, но сбились с маршрута, сделав крюк к горе Рудановского. Поняв это, наиболее логичным выходом к морю сочли спуск по реке Томаринке.
Итого прошли за эти дни по маршруту: п. Фирсово - р. Фирсовка - р. Ясновка - гора Рудановского - река Томаринка - хутор Технологическая - г.Томари.

Думаю, что мы в этой части похода прошли с учетом зигзагов километров 80-90 за 10.5 дней. Т.е. примерно по 8 км в день. Немного. Но интересно и с удовольствием.

10-го августа
  Около 4-5 часов утра выехали поездом в Фирсово
Там забрали у Николая заброску (еду на вторую часть похода) и другим поездом выехали в Пугачево. От Пугачево дошли до грязевого вулкана и еще 2 км за него в сторону моря.

11-16 августа
   Вышли в берегу Охотского моря в районе бухты Юяньки. Берегом прошли около 14 км. к югу. Затем поднялись на хребет и дошли по нему до мыса Красный, перед которым спустились к морю. На следующий день обошли верхом мыс Красный и после отдыха у моря снова поднялись в верх и дошли до бухты Тихая. В этот день 16-го августа состоялась срочная эвакуация заболевшего в больницу г.Макаров.

По грубым прикидкам, в этой второй части похода мы прошли с учетом зигзагов километров 40. И это были совершенно иные ощущения и впечатления, чем на сопках.

17-го августа
   Четверо из семерых выехали в Южно-Сахалинск, откуда запланированно в 16:20 вылетели в Москву. Остальные вернулись в Москву позднее.


Участники похода

Персона Должность и роль
Инна НачПрод и наше Все. Автор вкусной, разнообразной, легкой, полностью автономной раскладки на 18 дней!
Николай АдмиралЪ и вообще
Надюша Походный юрист-блондинка. Носитель оптимизма.
Дмитрий Л. Заразный носитель постулата, сформулированного бойцом Суховым (Белое солнце пустыни), отвечавшего на вопрос:
- Тебя сразу прикончить, или помучиться?
- Лучше, конечно, помучиться.
А также творец-кулинар и спасатель
Василий (Дубна) Летописец, ответственный за BR *
Анна (Дубна) ГлавБотан, не просто "называющий" цветочки, а радующий салатом из побегов гречихи, молодого папоротника и пр.
Влад (Курск) Доктор, умеющий не просто лечить, но и спасать

* BR (Bear Relations) - отношения с медвежьей общественностью по аналогии с PR. В лесах Сахалина хочешь - не хочешь становишься сотрудником BR-департамента.


Красивые походные фотографии

- Участники похода
- Вверх по рекам и ручьям
- Когда травы были большими
- На вершинах (бамбук, стланник, даль)
- Вниз по реке
- Скалы в туманах Охотского моря
- Приморские камни
- Страница еще в работе Между скалами и морем
- Страница еще в работе Море
- Сопки, летящие над морем
- Грязевой вулкан Пугачева
- Страница еще в работе Банальности (Рыба, мишки и икра)
- Страница еще в работе Цветочки, ягодки и прочие улитки
- Страница еще в работе Походные зарисовки
- Страница еще в работе Люди, которые нам помогли


Походный Дневник, личные впечатления и заметки участников


- Впечатления Сапа-Инки часть I (через горы)
- Впечатления Сапа-Инки часть II (вулкан и море)
- Лирика от Адмирала

- Выводы и заметки на будущее от Дмитрия

- Страница еще в работе Походный дневник от Летописца Василия



Про личную снарягу

Вот примерный СПИСОК личных вещей и снаряжения для этого похода в виде ТАБЛИЦЫ

Едва ли не главной задачей при подготовке была минимизация веса снаряги. Причин было много. Половине из нас врачи не рекомендуют носить тяжести вообще. Значит, второй половине пришлось тащить больше. В принципе, личная снаряга (та, что в списке) должна уложиться в 11-12 кг.

В этом списке до самого старта был один дискуссионный пункт - обувь для водных препятствий.
В разных пеших походах мы использовали несколько ее вариантов:
  1. гидроколготки (непромокаемые штаны до пояса) + сплавная обувь;
  2. сплавная обувь (кроссовки, не расклеивающиеся в воде и с дырочками, через которые вода стекает) + неопреновые гидроноски;
  3. бахилы типа ОЗК (надеваются перед ручьем прямо на ходовую обувь)

К этому походу поначалу мы закупили каждому бахилы. Но после тренировки на Яузе отказались от них. И остановились на предпоследнем варианте, что оказалось очень верным решением.

Уже после похода я добавил в этот список сетку/накидку от комаров (надевается поверх головного убора). Очень помогает экономить химию и чувствовать себя комфортно.

Еще я добавил примечание про запасные батарейки для налобного фонарика, если поход длится свыше 10 дней.

В этом походе совсем не пригодился свитер. Но я полагаю, что его все же нужно таскать про запас.



Про общественную снарягу и раскладку

Ходившие в походы знают, что в походе свыше двух недель основной груз, который приходится нести занимает еда. Даже при вполне аскетичной раскладке 650 гр в день на человека, вес нашей еды составил бы 0.65 кг * 7 чел * 18 дней = 82 кг.
Именно поэтому еду на последнюю часть похода мы отложили в "заброску". А на первую часть похода уменьшили норматив до чуть ниже 600 гр./чел/день.

Еда - за нее всегда отвечает НачПрод, Сапа-Инка. Существенное место, особенно на первую часть похода в ней заняли сублиматы и хлопья.

Чай и спиртное - ими занимался Дима. Для облегчения веса спиртное брали в виде спирта с пролезными и приятными добавками. Рассчетный вес спирта с тарой был 6.5 кг. Но Дима взял его "с запасом". Спирт остался.
Чаи взяли в пропорции 45-50% черного, 30% зеленого, 10-15% матэ, 10-15% каркаде. Всего взяли примерно = 2.5 кг чаев. Получилось многовато. Столько выпить не смогли.

Веревки - за них отвечал АдмиралЪ. Было закуплено 40 метров чешской восьмерки (вес 1.85 кг) Четрые репшнура. Три облегченных системы и три карабина. Еще одну систему с карабинами взял Дима. Примерный общий вес 3.5 - 3.8 кг. ...
Иное альп-железо не брали. Длинная веревка пришлась очень кстати. Можно бы взять еще и короткую веревку, метров 15-20.

Палатки и тент Жили в двух палатках Байкал-4 и Husky-3. Брали коллективный тент, но почти не использовали его (можно бы не брать). Суммарный вес палаток и тента составил 8.5 кг.

Костровое К походу купили новую сковородку (очень пригодилась, но ее опять помяли уже на обратном пути в багаже самолета), новые топор и пилу (как обычно заржавела). Также взяли тросик, супермиску, половник, разделочные доски, поварешку, нож. Примерный общий вес был на уровне 4.0 кг

Рыболовное Брали два спиннинга (вес около 2-2.5 кг). Один сломали. Но суть не в этом. Поняли, что в идеале спиннинг должен быть быстро и просто разборно-сборным.

Аптечка Ее вес был около 1.5 кг. Быстрее всего ушла зеленка, краснуха (или как там ее). Возможно, что в такие удаленные от родных мест походы стоит брать несколько больше лекарств для желудочно-кишечного тракта (включая печень, почки, поджелудочную).

Антимедвежье В основном набрали колокольчиков, бубенчиков, свистков (и это правильно). Как обычно взяли два фальшфейера. К счастью, до их применения дело не дошло.

Навигация Использовали только компасы. Навигаторы не брали. Конечно, с ними было бы легче. Но без них, мы были более честными в единении с природой.

Итого общественной снаряги набралось 22-25 кг т.е примерно по 5-6 кг. на мужика. Разумеется, это не включая еду.



Страшилки

Отбояться лучше заранее. Ну или совсем уже испугаться и не пойти. А тем, кто пойдет полезно знать про основные "засады":

1. Медведи

На острове обитает порядка 3000 особей (данные МЧС). Мы с ними тоже встречались. Советую почитать рекомендации по встречам с медведем и рассказы более опытных, вот по этим ссылкам:
- Все четко разложено по полочкам
- Рекомендации от МЧС Сахалина
- Еще одна точка зрения
- Подборка кейсов по встречам с мишками

2. Прочее зверье, точнее фауна

Из опасных там есть еще и гадюки (вполне обыкновенные), есть клещи (увы, и в августе тоже), есть наглые вороватые лисы. Но справедливо считается, что медведи - это главная из тамошних опасностей.

3. Травки ядовитые и полезные

Подумалось мне, что в походе по удивительной земле Сахалина полезно ввести должность "Ботаника". Ботаник должен заранее изучить большинство необычных для нас растений, которые можно там встретить. Научиться их определять (и учить этому других) и заранее постичь теорию их применения (в чай, в суп, в салат, ..., вообще не трогать). К таковым растениям, например относятся:
- ель Глена, тис, курильский бамбук, кедровый стланик (кедрач), актинидия коломикта, медвежий дудник, белокопытник, гречиха сахалинская, шеломайник, черника сахалинская, клоповка (вациниум замечательный), магнолия, венерин башмачок;
- лекарственные растения: лимонник, аралия, элеутерококк, родиола розовая (золотой корень);
- растения - хищники: росянка, жирянка, пузырчатка;
- ядовитые растения: волчеягодник камчатский, аконит/борец (среди самх ядовитых растение в мире - по преданию, именно от аконита умер знаменитый хан Тимур — ядовитым соком была пропитана его тюбетейка), чемерица (яд растения способен проникать в кожу, противоядие от нее не найдено).

4. Тайфуны

Цитирую Википедию: "Частые циклоны нередко сопровождаются наводнениями. Например, в июне и в июле 2009 г. на юге Сахалина выпадало по три месячных нормы осадков... Многие реки вышли из берегов, дважды из-за разрушения железнодорожного полотна прекращалось движение по Сахалинской железной дороге.
Самый мощный тайфун за последние 100 лет («Филлис»), обрушился на остров в августе 1981 г. Максимум осадков пришёлся тогда на 5-6 августа ... Тайфун сопровождался катастрофическими наводнениями. Вода в некоторых реках поднялась на 6,5 м, наблюдались оползни и селевые потоки. Положение усугублялось штормовыми юго-восточными ветрами"

Замечу, что лично мне нравятся встречи с тайфунами и ураганами. Прикосновение к их силе незабываемо.


Дорога

Самолет Москва - Южно-Сахалинск (в пути 8-12 часов).

Цена - билета эконом-класса в два конца в сумме (туда + обратно) зимой была около 10 тыс.туб. Но мы проспали этот сезон рекламных суперскидок. Весной самые дешевые билеты в сумме (туда + обратно) стоили порядка 22-24 тыс. руб. К сезону, остались от 36 тыс. и выше. Хотя случайные (сданные кем-то) билеты непосредственно перед вылетом могут стоить существенно дешевле. Но на них трудно рассчитывать.
Дни вылета были подобраны именно с целью минимизации цены.


Особенности перевозки грузов в самолетах

Вес допустимого бесплатного багажа Эконом-класс обычно – 20 кг.
Но на этот рейс у меня указано в билете 30 кг
Габаритные параметры (сумма длин трех сторон багажа) Эконом-класс – 158 см
Плата за сверхнормативный багаж устанавливается в соответствии с применяемыми багажными тарифами, которые действуют в день оплаты данной услуги
Пассажир любого класса имеет право перевозить не более 2-х бесплатных мест багажа


Любопытный материал по теме

Я отрыл в интернете один интересный отчет, любопытный тем, что поход был аж в 1965 г. В нем любопытно все - вступление, быт, фотки, мироощущение. А для нас он еще и полезен тем, что по сути схож с нашим маршрутом (с запада на восток только в более широкой части острова). И дает представление о сюрпризах погоды. Я не поленился, сделал его читабельным, подсократил и выложил здесь. Надеюсь, что не нарушил ни чьих прав.
Итак: Поход по Сахалину 1963 г
Перейти на Часть 1
Перейти на Часть 2
Перейти на Часть 3



Страничка еще не дописана ...





Написать письмо Василичу vasilich-k@narod.ru

Выйти на главную страницу



Copyright © 2005-2010 "Василич и К"
Вы можете использовать любые материалы сайта vasilich-k.narod.ru
Но, пожалуйста, со ссылкой на авторов и на сайт
Hosted by uCoz