Версия от 06.07.2008 Добавил фоток
скользя по водной глади

Битюг-Дон 2008

Ленивый водный поход на майские праздники

26 апреля - 4 мая
Автор: Николай Комлев Фото: участников похода

Будь я Президентом ...

Какие у нас в России праздники остались? Да никаких. Есть что-то неопределенно зимне-ново-старо-годнее. И есть нечто майское. Это даже не праздники, а два таких сезона в году. И работать в них нормально не возможно, и отпускают как-то так стыдливо полуофициально, недалеко. После этих праздничков (если на них никуда не уехать) остается какое-то похмельное чувство потерянного времени. И вообще утраты смысла.

На месте Президента я бы выгонял всю страну на эти дни куда подальше. Как минимум - к верху задом в грядки на дачу, но лучше в поход, поездку, путешествие. Как? Да через обязательные выходные не меньше недели кряду и оплату бухгалтерией билетов, купленных на эти дни в пределах, например, 50-100 баксов. Лично мы собирались на сей раз взойти на Эльбрус. Но наш знакомый эльбрусовод вдруг не смог, ушел в отказ. И в условиях цейтнота я, поводив пальцем по карте, решительно собрался в водный поход. Сначала на Онегу. Но потом, почитав, что там холодно и льдины, переориентировался на реки средней полосы с уклоном в юг.

География

Где все это было:
В России. На юг от Москвы в Воронежской губернии. Одна ночь поездом до Воронежа. А там, на микроавтобусе до поселка Анна. Через него (нее) протекает река Битюг. Да-да. Я тоже сначала вспомнил лошадь-тяжеловоза. Ее там и вывели, и назвали созвучно речке. Битюг впадает в Дон. Ну, про то, что такое Дон, нужно объяснять разве что совсем блондинкам.

В казенных справочниках написано так: "Битюг - одна из наиболее привлекательных рек Подстепья средней полосы России. Дубовые леса, тростниковые заросли, редкие на этой широте сосновые боры, песчаные пляжи, широкие плесы и заводи, быстрые, узкие протоки - все это увидят путешественники при плавании по Битюгу. ... Приближаясь к Дону, река оставляет сложенный здесь известняками правый склон долины и, набирая скорость, петляет в пойменных лугах. Донское правобережье в этом районе носит название Дивногорья. Ширина Дона здесь 80 - 100 м. Сложенный известняками высокий правый берег окаймлен узкой полосой пойменного леса. Пологий левый берег более лесист"

Подтверждаю. Все так. Для меня было самым удивительным то, что в этом весьма заселенном районе средней полосы, есть возможность отдохнуть от населенки и толп потребителей. Впрочем, летом людей здесь наверняка больше.

Вот это место на карте России

Заезд и "заплыв" почасовно ;-)

Нам там понравилось. Рекомендую. А, значит, тем, кто туда пойдет, пригодится наш план-график.
Поездов туда ходит много. Мы выбрали какой-то дополнительный - на него было много плацкартных билетов. Итак:

Для москалей и питерских сбор вечером 25 апреля в 21.30 на Павелецком вокзале. Собравшись, мы дружно отправились взвешиваться (знаем мы разводки проводников). Сложили гору вещей на гигантские весы, взяли справку о том, что нет превышения нормы (разрешается провоз ручной клади не более 36 кг. на человека) и трусцой побежали к вагону. Кстати, в Москве взвешивание бесплатно, а Воронеже эти жлобы берут по 10 руб за взвешивание каждой вещи. Вот - повод для разбирательств по защите прав потребителя.

Поезд: 281 Москва - Воронеж Места в двух соседних купе плацкартного вагона. Нас семеро (восьмая объявится в Воронеже) Распихав лодки и вещи, вытираем пот со лба, говорим: "Уффф". И радостно распиваем литр изабеллы, прислушиваясь к глубинам сознания, где под стук колес в прошлое уходят заботы и напряжение последних дней.

Прибытие в Воронеж в 11.05 На перроне с салютом и фанфарами нас встречает Лена - 8-й член экипажа. Она не просто встречает. Дело в том, что заказать телефоном такси - раз плюнуть. А вот заказать микроавтобус - сложнее. Лена, приехав туда из Тамбова рано утром, уже нашла Газельку и договорилась о цене. Вот это матрос!

Едем порядка 100 км. до поселка Анна. И выгружаемся возле речки ориентировочно около 13.30 -14.00 часов. Вообще-то мы хотели, как все, выгрузиться у моста сразу после Анны перед селом Бродовое. Увы. Ностальгия овладела нашим водилой. Он как-то очень тепло вспомнил о детстве, которое провел в лагере на берегу Битюга и из Анны повез нас туда. Лагерь этот был километра на 3 ниже по течению. Между лагерем и речкой оказалось болотце, которое пришлось форсировать ножками. Автобус туда не рискнул. Но все это мелочи. Мы уже видели живую природу. Кровь бурлила от предчувствия путешествия.

Щенячий восторг пытался омрачить только Доктор. Он запугивал нас клещами. Надо сказать, что мы честно опрыскали штаны и обувь какой-то ядовитой химией. Но радоваться не перестали.

Стапель организовали в параллель с обедом. А как же иначе. Мы любим поесть. Чай заваривали уже с молодыми листочками земляники. Для "Щук" стапель - дело чисто символическое. Надул два баллона и вперед. Как и ожидалось, дольше всего возились со сборкой "Таймени". Вышли что-то около 17 - 17.30. И дальше часа 3 сплава.

Расписывать также по часам другие дни не имеет смысла. Мест для стоянок там много. А идти нужно так, как душе приятно и с учетом целей.

Щука не погружается в воду, она скользит над

Экипажи (примерное распределение и миссия)

Основной флот был надувным - лодки типа "Щука". И была еще одна старенькая классическая каркасная "Таймешка". А, в общем-то, для сплава по этой речке годится любая лодка.

1. «Щука» - Флагман. Поначалу шла первой, прокладывая курс, и выбирая стоянку. На фотках она с флагом (спасибо дяде Славе).
Капитан – Николай (он же Адмирал, штурман и завхоз)
Матрос – Андрей (он же Доктор)

2. «Таймень» - Хайтек. Жила своим внутренним ритмом, то, вырываясь вперед, до медитируя и засыпая на ходу. На носу болталась пластмассовая пила - талисман.
Капитан – Дмитрий
Опытный Матрос - Елена

3. «Щука» - Рыскающая (Экипаж выступал в классе начинающих). Она же "Красотка" - так написал на борту капитан.
Капитан - Владислав
Матрос – Ольга

4. «Щука» - Стерегущий. По началу шла замыкающей, контролируя отстающих.
Капитан – Владимир (он же зам.Доктора)
Опытный Матрос – Инна (она же НачПрод и НачФин)

Палатки и прочая снаряга

1. Шумная палатка Хайтеков. Ferrino. 2 чел.

2. Большая флагманская палатка. Байкал-4. 4 чел.

3. Палатка Байкал-3. Лазаретная. 2 чел.

Мы брали с собой газ и тент. Но ни то, ни другое не пригодилось. Дров хватало везде, даже в безлесой зоне. Затяжных дождей не было.

Брали костровой тросик. В лесу это было удобно. На песчаных пляжах пригодился бы таганок, но и без него мы отлично справлялись, втыкая рогульки (разумеется, из сваленных деревьев).

Маршрут. Неожиданный максимализм

Поход продлился 9 дней, если считать дни приезда и отъезда, в которые мы плыли понемногу. Поскольку трое из нас на лодках сплавлялись впервые, я разработал три сценария или программы.

Минимум – дойти до Боброва (Анна - Стар. Чигла 42 км - Бобров 48 км =90 км)

Оптимум - дойти до Лосева (Бобров -Шестаково 46 км - Лосево ~14км = 60 км)

Сверхидея – впасть в Дон (Лосево - Дон 20 км - автомост у Белогорья = 30 км). потом дойти до монастыря в районе Белогорья и оттуда до Павловска =20 км

схема сплава Битюг - Дон до Белогорья

Узнать этот километраж оказалось совсем не трудно. Справочники интернета услужливо подсказывают цифру. Но не спрашивайте меня ее смысл - что это за километры - по прямой или с учетом всех загогулин реки. Примите как некие относительные величины. Важно же не это. Пусть это будут абстрактные донские версты или битюгские футы. Главное - заранее угадать, сколько их можно пройти за день.

Однажды на реке речке Агидель я уже запланировал раза в полтора больше, чем стоило бы. Экипажи и суда тогда попались сильно не сопоставимые. Река текла медленнее, чем я от нее ожидал. Мы упирались и немного расстраивались, что все время отстаем от намеченного.

Увеличить скорость флотилии чертовски трудно. Разве что пораньше выходить на маршрут. Однако есть другой способ, чтобы не расстраиваться. Нужно сразу же заложить три сценария - минимум, оптимум и максимум, что я и сделал в этот раз. Сначала конечно шли медленно. Новички учились. Мы разобрали их по экипажам и несколько дней непрерывно перетасовывали экипажи как колоду карт. В каждой комбинации новички черпали новый опыт и очень быстро вполне освоились. Так что мы не только прошли максимальный маршрут, но еще и с запасом по времени.

Всего получается, что мы нагребли примерно 197 км . (Почему не 200 ? Потому, что шофер высадил чуть ниже по течению). Конечно, цифры слишком круглые, а, значит, очень приблизительные. Но общее представление дают. И если вы скажете, что там реально намного меньше, то я спорить не стану. Только скажите, как вы измеряли.

Если посчитать первый и последний дни (когда мы заезжали и отъезжали) как один полный ходовой день, то получится, что в день мы проходили 197:8=~ 24.6 км
Примерно 3 ходовых часа (точнее 50 минутки) до обеда и 2 часа после обеда. Значит, средняя скорость составила около 5 км/час.

Вот карта маршрута, разрезанная на 4-е листа формата А4

- Часть 1 от Анны

- Часть 2 проходим Бобров

- Часть 3 проходим Мечетку и Шестаково с браконьерами

- Часть 4 мимо Лосево, впадаем в Дон, Белогорье и Павловск

Я не стал "украшать" ее нашими стоянками. Зачем? На этой речке можно встать почти везде (кроме тростников после Боброва, но и те тянутся недолго)

В каждом походе должны быть изюминки. Такой изюминкой стало Белогорье. Горы, сложенные из мела. И монастырь, вырытый внутри этих гор.

Разумеется, при подготовке маршрута я опирался на первоисточники:
- замечательный дневник ботаников, в буквальном смысле этого слова - столько названий растений я редко, где встречал;
- справочное описание рек бассейна Дона, в т.ч. Битюга, Хопра, Вороны и др.;
- сухой дневник похода толпы школьников под железным руководством;
- а здесь я освежил свои знания по "Щуке"

Погода на стыке апреля и мая

Для речного похода погода менее критична, чем для пешки. Но все же не хотелось сильно промахнуться.

Я прогнозировал ночную температуру от +6 и выше. Фигушки! Дважды по утру лежал иней. Можно предположить, что иней образуется при температуре 0 минус 1 по Цельсию. В эти ночи я вспоминал про теплый спальник "Тундра", который поленился взять. Всю ночь ерзал и набрасывал на себя все, что попадало под руку. В остальные ночи моего "Дрим-Лайта", в общем-то, хватало.

Дневную температуру я вычислил на уровне от +14 до +18. Ну, почти так и было. Наверное, только от +10 до +20. Дождички были, но краткие. Скорее это походило на хмурые дни с редкими небесными брызгами.

Стоит ли говорить, что даже при такой температуре мы приобрели приятный такой морской загар, а кое-кто и обгорел.

Тущение обгоревшего

Про напасти

Мы с Доктором постарались заранее просчитать основные напасти, ожидающие нас в пути.
Доктор сделал акцент на клещах. Я - на змеях. Еще мы помнили про утечку в реку с сахарного завода, которая впрочем, была месяца 4 назад. Я даже походил по магазам - пытался найти фильтр для речной воды. С удивлением понял, что наша рыночная экономика ничего мне не может предложить. Люди помнили про легендарный "Барьер" номер 5, кажется. Но его сняли с производства. А все существующие лишь украшали водопроводную воду (смягчали или фторировали или насыщали чем-то еще). Такие фильтры мы брать не стали.

Зато закупили химию против клещей. Доктор рекомендовал всем заправлять штаны в носки (на фото виден его личный пример). А со змеями - ну, мы просто решили не наступать на них ;-) Да, мы еще прочли про мышей-полевок, разносчиков чего-то похожего на сифилис. От них мы сознательно прятали еду перед сном то в палатку, то на дерево, рассуждая так: они же полевки, а не древолазки.

Наша подготовка не прошла даром. Всем удалось вернуться не покусанными (ну разве что мошко'й в день отъезда).

Змеи там были. В первой четверти маршрута речка почти кишела пресмыкающими. Они ползали по мокрым болотистым берегам. Приходилось все время проверять землю впереди себя, прежде, чем пойти на выпис или за дровами. Помнится, попалась одна особо бестолковая гадюка. Мы уж и топали рядом и шумели, чтобы она уползла в сторонку. Но животное попалось глуховатое. Тогда его решили подвинуть веслом. Она отодвигалась, но лениво. Наконец, ее спихнули в реку. Но вместо того, чтобы уплыть в сторону, она устремилась к нашим лодкам и поочередно попыталась залезть в каждую. Еле-еле направили ее в камыши. От одной мысли, что такая вот подруга залезет в лодку становилось не по себе.

Еще они любили плавать. Причем почти всегда с правого берега на левый, как бы ни изгибалась река. Змею на воде видно хорошо. Плывет бодро, приподняв голову. Но если обнаруживает опасность, то пытается притвориться сучком, веткой. В основном плавали гадюки. Упитанные такие. А если попадалось что-то тощее, мелкое, то этим доходягой однозначно был ужик. Только позже, ниже по реке, когда змей поубавилось, ужи стали встречаться более зрелые, крепкие, не то, что те заморыши из верховья.

Мы их не обижали. Никого. И не хотели покорить ни реку, ни зверушек. Я даже процитировал митьков, которые никого не хотят победить. И они нас не обидели.

Клещей оказалось не много. Я традиционно снял одного, ползущего вверх по голой ноге. Это было уже на Дону. Но и они нас не укусили. Все же химия, одежда и наш мирный настрой дали правильный результат.

Люди и рыбы

Приятно, что людей было мало. В основном рыбаки - браконьеры. Это там почти как синоним. Почти у каждого сеточка. Особенно от Шестаково и ниже по течению. И ведь есть же какой-то охранный статус у речки, у Хренова бора. Но ни одного надзора мы так и не встретили.

Как-то уже перед впадением в Дон вдруг услышали далекий звук мотора. Не сразу идентифицировав его как звук лодки, поднимавшейся вверх по течению. Спустя 10 минут показался колоритнейший экипаж. Надувная диверсионная лодка, а в ней 3 человека-амбала, человека-битюга, гренадера. Все в полных гидрокостюмах. Ну, просто загляденье. Вот, наконец-то, обрадовались мы. Есть все же управа на браконьеров. Такие крепыши с кем угодно справятся. Я даже посоветовал Доктору убрать с глаз долой его интеллигентскую удочку, чтобы не нарываться.

Кстати, о Докторе. Впервые за годы походов он нарушил традицию и таки исхитрился выловить двух или трех килек. Нет, не килек. Как-то, ведь, он их представил. Одну шпроту, кажется, звали елец. А другую ... Другая не представилась.

Во-о-т такую рыбу поймал

И Володя поймал. Чуть побольше ... Но сколько счастья было на их лицах! Впрочем, они ловили на червя, на мотыля. А я решил попробовать "на языка". Так просто. И надо сказать, мой улов оказался более солидным. Дело было так: На Дону мы встретили моторку с двумя мужичками. Я перекинулся добрым словом. Потом мы их увидели еще раз, но уже с сетями. Они забрасывали сетку-путанку в воду. Потом отплывали и гулко стучали по борту металлической лодки. Рыба пугалась, шарахалась и набивалась к ним в путанку. Я осудил этот неспортивный лов и пожурил их за браконьерство.

Мужики попались незлобливые. Зацепились языком. А потом и вовсе решили поделиться с нами уловом. Рыбины были у них действительно съедобного размера. Опять же елец и какой-то канадский гибрид, хорошо приспособившийся к казачьей реке. Ребята выпутывали их по одной из сетки и передавали нам. Как горели глаза у наших при виде чужой большой рыбы. Но я решительно сказал "хватит". Когда казаки уплыли, у нас состоялась рыбная фотосессия.

Ах да. Спросил я у тех ребят - не боятся ли они рыбнадзора? Какого надзора, - удивились ребята? Ну, я им и рассказал про бугаев-диверсантов. Ребята поржали и пояснили, что это были любители подводной охоты на сомов. Сомы-то большие и чтобы с ними справится - большое здоровье требуется.

И еще о людях

В этот раз у нас был единственный новичок - Лена. С Леной я бы "пошел в разведку". Мы потом еще спорили - такие цельные, сильные личности чаще встречаются в столицах или, наоборот, в регионах. Мои оппоненты утверждали, что - в маленьких городах. Я же, зная жизнь маленьких городов изнутри, утверждал, что там, конечно, ближе к земле, к суровой правде жизни. Но, жизнь основной массы населения, сместившись в мегаполисы, давно утратила естественность. И в этой основной массе сформировалась другая правда. И не известно теперь, чья правда правдивее. К тому же в маленьких городах, знают, как "добывается хлеб", зато плохо представляют, как, по каким законам живет экономика новых смыслов. Просто люди, сами вырвавшиеся из своего круга, это - сильные личности. И не важно, где был этот изначальный круг - в Тамбове или в московских Черемушках. Просто из регионов чаще врываются в столицу. И мы встречаемся с этими пришельцами. А вырвавшиеся из Москвы лучше видны там, за границей.

Возможно, мои оппоненты правы в другом. Сильные личности из столиц, как правило, более циничны. В регионах сильнее традиционная общинная мораль.

Когда выбираешься в походы, то зачастую договариваешься с людьми, которых никогда не видел, и не увидишь. Но вынужден полностью на них положиться. Так мы заказывали машину для заброски в Ловозеры. Точно также мы заказали такси в Павловске, в конце маршрута. С девушкой-диспетчером мы договорились о цене. Но в нужный момент вместо микроавтобуса к нам подъехал их хозяин и извинился, сказал, что есть только другой автобус, более дорогой. Я высказал удивление. И парень, дорожа репутацией, дал команду отвезти нас по прежним ценам. Те, кто держит слово, всегда достойны уважения. Это была Павловская фирма "Класс" тел. 8-920-417-1571м.

Странички фотографий

О земле

В этом походе я вдруг отчетливо осознал, что живу в той части планеты, где землей называют глину. На ней плохо растет и зреет урожай. Зато она хорошо держит лужи. А уже если грязь подсохнет, то непременно превратится в пыль.

На Битюге земля обнаружилась не сразу. От Анны до Боброва берега были сырыми, болотистыми, змеиными. Плотный лес подходил к самой речке так, что на толстых стволах пожилых деревьев легко читалась история ежегодных разливов. На высоте метра или полутора кору прочертили страшные шрамы - следы ледохода.

Впрочем, совсем старых деревьев было не много. И почти все они засыхали или заваливались, подгрызанные энергичными бобрами. Всюду виднелись дорожки, по которым бобры спускались к воде или поднимались на берег.

Ниже по течению леса отступали, появлялись песчаные косы, берега становились выше. И на срезах берега четко, как на картинке из школьного учебника, я разглядел слой чернозема. Сам его вид обещал плодородие. Именно его и стоило называть землей, а вовсе не глину наших мест.

Еще ниже, ближе к Дону, стали появляться меловые выходы, становясь все выше и превращаясь в холмы. А по местным масштабам это были почти что горы.

Верхне-донская земля оказалась по сути черно-белой.

Каково же было мое удивление, когда я узнал, что едва ли не основным градообразующим предприятием г.Павловска является комбинат, производящий гранитный щебень. Более того, именно отсюда "ездят в Тулу со своим самоваром и пряником". Не верите? А зря. Наш таксист утверждал, что тендер на поставку гранитного щебня для олимпийских объектов в Сочи выиграл Павловский комбинат. Черноземье будет поставлять Кавказу камни. Забавно.

Эксперимент с раскладкой

Я давно слышал, что есть такой способ продраскладки, при котором все дни похода делятся на количество участников. И каждый участник берет провиант и кормит в свой день весь отряд. Таким образом напрод избавляется от своей тяжелой доли. Мы это называем "схема Моиссенко". Саша первым поведал нам о таком способе. До сих пор походы были преимущественно пешими, в которых вес раскладки критичен. Поэтому мы не рисковали и делали закупку централизованно. Но для водного похода вес не критичен. Поэтому мы решили поэкспериментировать. Впрочем, немного подстраховались - Инна сделала расчет и написала каждому не только его дни, но и примерный набор еды (тип и вес), который он должен был закупить.

Результаты эксперимента в целом можно считать удачными. Конечно же, как мы и подозревали, каждый старался не ударить в грязь лицом и брал побольше, чем было прописано. Я внутренне немного надеялся на большую индивидуальность и гастро-подвиг. Мне виделось, что вдруг кто-то объявляется в свой день: "А сегодня у нас походные блинчики!" И бац - печет их вечером на костре. Или, скажем, варит походный плов. Или печет в углях картошку. Или делает торт. Нет. Самый творческий подход случился у Доктора. Но это был скорее эстетический порыв - сладкое к чаю он выдавал в виде красивой комбинации цукатов, зефира и чего-то еще.