Версия от 15.01.2010

Зимняя сказка

Автор: Инна Васильева

Вот и закончился наш очередной поход. Мы так долго к нему готовились, а пролетел он так быстро, просто на одном дыхании. Народу в этот раз собралось неожиданно много. Наша большая зимняя палатка-шатер рассчитана на 12 человек, а участников было 13. Притом с сильным разбросом по возрасту в " младшему участнику 13 лет, а старшему 48. Последней собралась наша дочь Надя, которая буквально до последних дней уходящего года не была уверена, что у нее получится все утрясти с экзаменами и учебой. Ей отказать мы просто не могли. Поэтому в домике нашем было чуть тесновато, но в тесноте, да не в обиде, все как-то размещались.

Стартовали мы от станции Пустошка в - это где-то посредине между Великими Луками и Псковом. Погода в день старта была изумительная, градусов 15-20 мороза и яркое-яркое солнце, и голубое-голубое небо, и сверкающий снег, и деревья в белоснежных шубках. Видимо, разомлев от такой красотищи, наш Адмирал на первом же перепутье выбрал не ту дорогу. Мы должны были выйти к озеру, а вместо этого учесали вглубь лесной зоны. А дело к вечеру, зимние дни коротки, и возвращаться уже некогда. Мы не расстраиваемся, выбираем красивое место на взгорке и разбиваем лагерь.

***

Тут хочется оторваться от хронологии и рассказать о специфике установки зимнего лагеря.

В первый раз все идет не быстро, к тому же мороз хороший. Народ бегает подмерзший, но к счастью в ступор никто не впадает, все стремятся поучаствовать в общем деле, внести свою лепту. Зима вносит свои коррективы в самые простые и привычные операции. Так под палатку и под костер надо сначала расчистить площадку от снега, докопав до земли. С этой операцией залихватски справляются Маша с Надей, они так весело орудуют лопатами, что от одного вида становится теплей.

А установка палатки-шатра - это отдельная радость.

Во-первых, многие операции приходится делать голыми руками, а снимать варежки на морозе совершенно не хочется.

Во-вторых, нельзя пользоваться колышками, как в обычном походе, поскольку из снега они выскакивают, а в промерзшую землю не втыкаются. Мужчины привязывают оттяжки к деревьям и бревнышкам.

ГлавШатёр у нас был славный парень Серега. С помощью девушек и детей он справлялся со своей ответственной задачей. Он же занимался монтажом печки. Периодически видно было, как не хочется отходить ему от теплого костра к холоднющей печке, но вздохнув, каждый раз преодолевал себя и шел, и делал. Спасибо, Сережа!

Далее по плану растопка печки, дело тоже не простое и ответственное, видимо поэтому его на себя взял Адмирал. Вообще розжиг огня на морозе - очень трудоемок. Даже при наличии казалось бы сухих дров костер разгорается с трудом. Приходится колоть дрова на щепочки и постоянно махать пенопопами (кусок коврика на резинке, на котором сидят), помогая костру набрать силу и не затухнуть.

После того, как печь горит в дело вступает наш младший участник Тоха, с учетом его обстоятельного характера, ему доверено делать настил из ковриков. Чтобы холод от земли не пробивал, каждый участник брал с собой по 2 коврика. И вот эти 26 пластинок надо было застелить так, чтобы нигде не было щелей. Так как палатка в форме круглого шатра, то это не самая элементарная задача. Но Тоха справлялся. Молодец!

А еще важная задача, заготовка дров для печки, чтобы хватило на ночь. Это надо найти сушину, лучше сосну, повалить, распилить и наколоть. В этот раз мужчин было много, поэтому они чередовались и видимо, им было полегче немного. Дров нам всегда хватало с избытком, оставалось и дежурным на завтрак и следующим туристам на растопку.

И о самой близкой мне теме о готовке. Воды в зимнем походе почти никогда нет, приходится топить снег, это существенно удлиняет процесс готовки. А еще все продукты замерзают в камень. Чтобы сделать бутерброды с сыром или колбасой, предварительно надо все разморозить над костром или у печки. Бывало, что героические наши девушки грели колбасу и мясо у сябя на груди, своим живым теплом. Вкус блюд от этого только выигрывал. Да и резать приходится голыми руками, тоже удовольствие относительное. Но нас девушек было аж 5 человек и все рвались участвовать в приготовлении пищи, поэтому процесс шел весело, с шутками, песнями совсем не в напряг. Забавно было слышать просьбы: " Порубите мне лимон топором", "Подсыпьте воды в котел, у кого есть лопата"

А какие изумительные чаи мы пили. Несколько человек взяли травки (мяту, липу, листья малины и смородины), которые самым обычным чаям придавали неповторимый вкус и аромат. А Дима Лехт подготовился основательно и взял с собой сублимированные ягоды - клюкву, ежевику, воронику. Чаи с ними приобретали совсем волшебный вкус. А еще у него был особый чай пуэр, и несколько дней, начиная с рождественской ночи, мы наслаждались им.

Питались мы в этот раз согласно дежурствам. Два человека несли ответственность целый день за то, чтобы вся группа была сыта и довольна. Готовить им, естественно, с радостью все девушки помогали, но закупались они сами. Я, конечно, составила основу раскладки, чтобы народ сильно не мучился, сколько и чего брать, но простор для фантазии оставался. И каждому хотелось чем-нибудь порадовать и удивить группу. Кто-то готовил эксклюзивные супы и ужины, кто-то радовал самодельными или экзотическими настойками, кто-то обилием и разнообразием сладкого. В общем, было приятно и вкусно.

***

Не могу не задержаться на теме ночных дежурств. Печку-то надо топить всю ночь, то есть буквально каждые 10 минут подкидывать дровишки. Поэтому всю ночь мы, сменяя друг друга сидели в карауле. Новичкам обычно кажется, что это тяжело, если тебя будят среди ночи, и ты час-два должен сидеть и не спать. Но на самом деле, во-первых это даже приятно, друзья спят, печка романтично потрескивает и излучает доброе тепло, к тому же в ней есть окошечко и можно любоваться игрой огня, а это завораживает. Во-вторых, это целиком принадлежащее тебе время, целый день мы заняты общественными делами, а тут ночью, доходят руки и до себя. Можно что-то зашить, высушить, наконец расчесать волосы, спутавшиеся за день под шапкой и намазать лицо и руки кремом. Время пролетает быстро. Все дежурили по одному человеку в основном по часу, а мы с моей дочкой решили, что будем нести вахту вдвоем по 2 часа, так как в городской жизни мы с ней перестали совпадать ритмами жизни. Я ухожу рано, она еще спит, она приходит поздно, я уже в постели. Бывает, по нескольку дней не видимся. А тут у печки так уютно пошушукаться на разные интересующие нас темы, поделиться секретиками, рассказать о жизни.
Ну вот вроде описала все, что составляло наш походный быт.

Второй день. Ушли мы в другую сторону, и хочешь - не хочешь, надо было возвращаться на исходные позиции и искать наше озеро Белое. На обратной дороге мы пытались срезать часть пути, но неизменно утыкались в непролазную чащу и опять назад. Но к вечеру все-таки удалось выйти к озерам. Еще чуть-чуть и откроется наше долгожданное Белое. Но кто-то видать крутил нас в эти предрождественские дни. И мы в очередной раз выбираем не ту дорогу и опять уходим в лес. Ничуть не расстраиваемся, места-то красивейшие, выбираем место для ночлега и разбиваем наш походный лагерь. В эту ночь наш Димон решает повторить свой опыт ночевки у костра, рубит себе лапничек и обустраивает лежбище. Спальник у него теплый, так что мы за него не особо волнуемся, но все равно дежурные считают своим долгом выйти из палатки и проверить дышит ли Димон, подбросить дров в костер.

***

Третий день. Мы в очередной раз немного возвращаемся, и о чудо, выходим-таки к нашему Белому озеру. Гордо проходим его вдоль, по пути общаемся с рыбаками. Веселя их своим видом, восторгом при виде их рыбы и байками про заваренного мотыля. Дефицитный мотыль был закуплен Димой Лехтом и бережно загружен в термос, чтобы не замерз. И в первую же ночь Димон Седойкин залил этот термос горячей водой, а ничего не подозревающие дежурные выпили этот чудный настой. Надо сказать мотыль был качественный, приятный на вкус и никаких отрицательных последствий для организмов не вызвал.

После озера мы должны были двигаться по вытекающей из него речки, которая впадает в нашу реку Великую. Но рыбаки решительно не советуют нам этого делать, говорят, что лед на реке еще не очень. Верим и продолжаем путь по лесной дороге И выходим к реке, и видим , как она гордо несет свои воды, и даже и не думает пока замерзать. Любуемся зрелищем, мужчины задумчиво мечтают о переправе, я решительно возражаю и опять возвращаемся на любимую лесную дорожку, выбираем место для очередной ночевки.

Четвертый день. Проходим большое село, радуем местных жителей своим живописным видом. И выходим на чудную лесную просеку, состоящую из сплошных спусков и подъемов. День красивый, солнечный, пейзажи завораживающие, падая на спусках, и то лесенкой, то ёлочкой карабкаясь на подъемах, получая удовольствие от процесса выходим к очередному озеру. Собираемся пройти по нему немножко и встать, видим красивые ёлки на берегу, причаливаем. И видим с одной стороны кладбище, с другой какие-то брошенные строения, типа скотного двора. А время уже поджимает. Зимний день короток, надо успеть выбрать место, пока еще не совсем стемнело. К тому же усиливается мороз, по ощущениям уже -20. Проходим поле, удаляясь от жилья, можно встать на краю поля, но ветрено, боимся, что замерзнем, а лес непролазная чаща. Все-таки удается кое-как в него углубиться, расчистить место под палатку. Тесно, но уютно, а главное нет ветра, поэтому теплей. А ночь-то Рождественская, у нас намечен праздник. А встали позже намеченного. Места для гуляний нет, дрова плохие. Но вопреки всему праздник состоялся, и ели мы суп-миссо, и пили настойку с золотым корнем и элитный чай пуэр, и приходили к нам Дед Мороз со Снегуркой, проводили веселые игры, танцы и хороводы у костра. Так что народная мудрость права, веселье надо искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.

***

Пятый день ничем особо не запомнился. Резко падало атмосферное давление, мела метель. С утра меня долбанул гипотонический криз, и шла я только на силе воли, тащилась в хвосте. Но к вечеру полегчало, и я уже могла оценить прекрасное место, где был наш последний лагерь. Это там в купальниках мы водили хороводы.

На шестой день мы вышли к людям, где ждал нас заказанный заранее микроавтобус и доставил в срок к поезду.

Пообщавшись с первыми, прочитавшими мой отчет, я решила добавить чуть-чуть о холоде. Надо сказать , что я сама всегда побаиваюсь морозов. Поэтому понимаю ужас людей, которые читают о 6 днях , проведенных зимой в лесу. На самом деле верна пословица "Не бывает плохой погоды, а бывает неподходящая одежда". Ответственно заявляю, что холодно не было. Пока идешь на лыжах под рюкзаком, то вообще жарко. Привалы мы делали короткие, чтобы никто не успел замерзнуть. Когда останавливаемся на ночевку, вот тут всегда кажется, что мороз усиливается. Но мы тут же переодевались в теплые куртки, варежки, кто-то менял обувь на валенки и унты. К тому же при постановке лагеря занятий хватает на всех, а пока двигаешься и что-то делаешь, то опять-таки не мерзнешь. А дальше начинались просто чудеса. Мы жили строго по режиму, и питание было 4-х разовое. По приходу готовили суп, потом после постановки лагеря ужин. Так вот после супа с бутербродами температура окружающей среды поднималась градусов на 10, а после ужина с глотком какой-нибудь вкусной настойки по ощущениям мороз спадал до нулевых температур. При том это не только мои личные ощущения, а наблюдения всех наших сопоходников.

И пару слов об участниках. В этот раз подобрался совершенно замечательный коллектив. Все были добры друг к другу и терпимы, стремились помочь, поддержать словом и делом. Конфликтов вообще не было. Никто не роптал, когда мы плутали и приходилось возвращаться. Атмосфера внутри замкнутого коллектива очень важна, и видимо, она была настолько теплой , что морозы отступили.