Автор: Николай Комлев Фото: участников похода

       По морю Баренца на надувных байдарках

        (Ловозеро-Сейдозеро-Ловозеро-Воронья-Баренцево. Август 2012)





Обновление 12 дек. Добавил морских фоток


Море Баренца - заворожило меня. Вспоминаю его могучие, но неожиданно нестрашные волны, его гранитные, похожие на замки берега, его низкое спокойное солнце, и мне хочется туда еще. Там на море мы были всего 7 дней (6 ночей) из 15 походных суток, но лично для меня эта часть осталась самой яркой. Запомнилось не море отдельно, когда глядишь на него с берега или палубы высокого корабля, а именно единение с ним, ощущение скольжения по высоким волнам, когда то ухаешь в глубокую водную яму, то возносишься над морем и берегами. Чувство домашнего уюта в каменных сопках с впадинами пресных озер, ягодных болотец и ожившим после ухода людей животным миром.

Хочется поблагодарить Михаила Чернецкого за его замечательные надувные байдарки "Щука". Даже не знаю, на каких еще мобильных байдах я бы чувствовал себя так уверенно в водах окраины Северного ледовитого океана.
Отдельная "спасиба", не знаю точно в чей адрес, за падение цитадели, в каковую превратили при советской власти Кольский полуостров. До недавнего времени с тупым упорством погранцы охраняли каждый метр берега Баренцево моря и в первую очередь от своих же граждан. На каждой сопке торчали антенны, кругом тянулись провода и шастали военные, заваливая природу ржавым железом и заливая солярой. И если бы все это не рухнуло, нас бы сюда просто не пустили.

Это был комбинированный поход с горами, озерами, реками, плотинами, обносами, морошкой, морем, тюленями, приливами, авианосцем и прочими красотами. Как обычно полностью автономный, без дозакупок, без ленивых дневок и пр. От сердца Кольского полуострова (Ловозерских тундр) на север до Баренцева моря.

Вообще-то мы собирались в Норвегию. Но по логистике, увы, "не срослося". Можно бы упереться, добиться. Но, следуя принципу недеяния, я решил следовать естественному ходу вещей. И пошел в быстросочиненнй кольско-баренцевый поход. А Норвежский проект отложил на другой раз.













- Где это: Северо-запад России. Кольский полуостров

Весь наш поход уместился в кружочке на севере Кольского полуострова



- Дорога туда и обратно

Дорога туда:
212 поезд Москва-Мурманск до станции Оленегорск. 28 июля 1:20 ночи, прибытие в 10:17
На частниках заброска в пос.Ловозеро 85 км (до Семерки)
Заехали на микроавтобусе Романа (у него же есть еще УАЗик и катер). Он из Ревды. Тел. +7921 153-1275 м. Его мэйл romantul@bk.ru
Можно на общественном автобусе http://www.revda51.ru/informaciya/novosti/2012/5/newsid,25/

Дорога обратно:
С каменного пляжа Териберки (соседнего с водопадом) микроавтобусом до Мурманска
Фирма из Североморска, глава - Артур. Его телефоны +7964-686-5400 и +7911-302-2202
285 (Новороссийский) поезд отправление из Мурманска вечером 13 августа 21:47. Прибытие в Москву 15 августа в 6:24.


- Маршрут вцелом и по дням

Вот примерный наш маршрут от Ловозера до Териберки


Дата Место Км водн Км пешк
29 июл Переезд микроавтобусом г.Оленегорск - пос.Ловозеро 85 км. Стапель перед Семеркой.
Переход на юг по оз.Ловозеро
Ночевка на мысе Арнерк напротив горы Куамдеспакх (Шаманский Бубен)
24
0
30 июл Переход по озеру до местечка Мотка.
Попытка подняться по реке Сейдъяврйок. Переход на разбитую 2-х километровую дорогу до Сейдозера и таскание на руках всей снаряги до Сейдозера за много ходок в течение 5 часов. Закончив подъем, узнали от егеря, что по Сейдозеру плавать запрещено.
Вечерне-ночная пешка до подножия Куйвы и обратно.
Встали на ночевку метрах в 350-400 после домика лесника на берегу Сейдозера
3
13
+
14
31 июл Пеший обнос и три грузовых рейса назад от Сейдозера до Мотки на мотоцикле с коляской (лесник-извозчик - 500 руб рейс)
Переход от Мотки по Ловозеру на север
Встали на ночевку на острове Кириллов
13
5
1 авг Переход на север по оз. Ловозеро
Встали на ночевку на острове Вавельсуол, последнем перед рекой Воронья
25
0
2 авг Переход на север, вниз по р.Воронья
Встали на ночевку не доходя 5 км до устья р. Чудзьйок
26
0
3 авг Переход на север по разлившейся реке, ставшей в середине дня началом Серебрянского водохранилища
Встали на ночевку в местечке, на расстоянии 4-8 км от формального начала водохранилища
32
0
4 авг Переход дальше по Серебрянскому вдх на север
Встали на ночевку на мысе перед самым широким разливом вдх.
23
0
5 авг Переход по вдх до Серебрянской ГЭС-1 (с заходом в водозабор, вырубленный в граните)
Разведка путей обноса. Начало переноса вещей вокруг электростанции
Встали на ночевку частями, одни перед ГЭС, другие ниже ГЭС
20
12
6 авг Завершение обноса ГЭС-1
Переход от ГЭС-1 до ГЭС-2 при попутном ветре
Разведка обноса ГЭС-2. Любование мощным водосбросом. Обнос ГЭС-2. Объезд на попутке порога Падун-2
Встали на ночевку сразу после Падун-2
19
4
+
8
7 авг Переход от порога Падун-2 до моря (губы Воронья)
и от нее мимо тюленей по морю на восток до губы Гаврилова (брошенного пункта погранотряда)
Пешая радиалка на западные сопки в долину с оленями
Встали на ночевку в губе Гаврилово
20
+
5
4
8 авг Отсидка в бухте по причине шторма
Радиалка пешком на другой берег бухты, кладбище, медвежий угол, северо-западные сопки и маяк
Радиалка пешком на северные сопки и вышки
Радиалка пешком на южные и юго-западные сопки с видом на моржей
0
5
+
2
+
3
9 авг Переход по морю на запад в условиях умеренного шторма с боевым крещением прибойной волной одной из лодок
Встали на ночевку в бухте напротив острова Зеленецкий (к северу от него)
16
0
10 авг Утрення пешая экскурсия по окрестным сопкам с ягодами, зайцем, речками
Переход морем на запад до мыса Териберского, затем до авианосца, затем на юг до пляжа с водопадом, затем до следующего на восток пляжа
Встали на ночевку на пляже напротив озер Песчаное и Секретарское (неудобное для ночевки место)
32
5
11 авг Переход морем на запад в сторону о-ва Малый Олений с заходом по пути в бухту Долгая
Встали на ночевку в глубокой бухте между б.Долгой и о.М.Олений. Мы назвали ее бухтой им.товарища Сухова
11
1
12 авг Переход морем на восток в соседнюю бухту
Пешая радиалка по сопкам с погранвышкам, мишкиными озерами, ягодами
Переход морем на юг в бухту Долгая с заходом в скальные трещины и мелкие бухты
Обнаружив в глубине б.Долгая брошенную рыбную базу и отсутствие дорог "на материк", перешли морем обратно до выхода из Долгой
Встали на ночевку на крупновалунном пляже на выходе из Долгой
19
2
+
1
13 авг Выход морем из губы Долгая и переход до пляжа напротив озер Песчаное и Секретарское
Антистапель и отъезд на микроавтобусе до Мурманска примерно 140 км
5
0
.. Итого:
293
79
.. ИТОГО округленно:
300
80

Итак, мы прошли примерно 300 км по воде (из них морем почти 90 км.)
Плюс 80 км пешего пути, из которых 56 км составили обносы и волоки (с учетом того, что один и тот же путь мы проделывали с грузом по несколько раз).

В этот раз впервые для озер и рек без течения и ветра наша средняя скорость составила 6 км/ч Т.е. каждый километр расстояния мы проходили за 10 мин. Это получилось за счет довольно равномерно сильных экипажей и отсутствия лодок с надувным дном. Но для планирования новых маршрутов лучше закладывать среднюю скорость в 4.5 -5 км/ч, ибо ветер и шторма никто не отменял

Сильное волнение моря убавляло скорость примерно на 40%. Но главным фактором, влияющим на скорость остается ветер. Он мог добавить лишних 2-4 км/час или отнять почти всю скорость.

В среднем мы проходили по воде 20,6 км за день.
Мы планировали в день по 6 часовых ходок. Но реально чаще получалось 5. Т.е. возвращаемся все к тем же 4.5-5 км/ч.

Мы запланировали 4-х разовое питание (с ланчем, включающим горячий чай /кисель /компот /какао). Т.е. через каждые две ходки - костер и еда. Кто-то говорит, что это потеря времени. Но с другой стороны - это полноценный отдых. И две часовые ходки с продолжительным отдыхом между парами не кажутся мучительно долгими. Конечно, были дни, когда мы просто не успевали поесть 4 раза. Но чаще успевали.












- Участники похода

Персона / Должность Байдарка / палатка
1. Николай - АдмиралЪ и вообще Щука-3 - Флагман
палатка - Бакал-4.
2. Надюша - Матрос, юрист-оптимист Щука-3 - Флагман.
живет в палатке - Байкал-4.
3. Володя - Капитан, Доктор Щука-3 - Стерегущий
живет в палатке - Байкал-4.
4. Инна - НачПрод, матрос и наше Все Щука-3 - Стерегущий
живет в палатке - Байкал-4.
5. Слава- Капитан, Навигатор Щука-3 - Лада
палатка - Байкал-3.
6. Люба - Матрос, Летописец Щука-3 - Лада
живет в палатке - Байкал-3.
7. Александр - Капитан, тоже Даос Щука-3 - Товарищ Сухов (экс Маша)
палатка Saleva-2.
8. Дмитрий - Капитан, Испытатель себя Щука-3 - Товарищ Сухов
живет в палатке Saleva-2.



- Походный Дневник, личные впечатления и заметки участников


- Совместный походный Дневник

- Отдельный Любин эмоциональный дневник
- Историческая справка о Гаврилово от дяди Славы



- Как это было (фотозарисовки)

- Портреты участников
- Байдарки против авианосца
- "Щуки" в волнах Баренцева моря





- Концепция маршрута из 4-х частей:

Часть первая - горная.

Ловозерские тундры и Сейдозеро. Это получилось почти отдельной радиалка так как мы шли в противоположную сторону от моря, а потом возвращались. Но быть в Ловозерах и не заглянуть в горы, в гости к Куйве ...

К морю - это север, а мы повернули на юг. Чтобы дойти до речки, вытекающей из Сейдозера в Ловозеро нужно обогнуть несколько островов, и полуостровов. Если зазеваться, легко попасть в загогулину полуострова и потом долго выбираться оттуда.

ГИМС нам теперь не угроза. Нас, байдарочников, вывели из под их регистрации. Но руки у них чешутся. Посреди Ловозера к нам подплыли какие-то в форме, выспросили, куда мы путь держим. Я твердым голосом наврал им чего-то. Они помялись, потом строго спросили, почему я не в спас-жилете. Я показал, вот он под рукой. Сказали надеть. Спорить не стал - надел. Сами мы довольно осторожные. На порогах или в волны или на море в спасиках обязательно. Но тут был почти штиль.

Дошли до Мотки - места соединения грунтовой разбитой дороги между Ловозером и Сейдозером. А также место впадения речки, вытекающей из Сейдозера в Ловозеро. По речке подняться вверх не получилось. Круто вверх против сильного течения и порогов. Дорога идет через болото и пару горок. Для тележек проходима лишь частично. А на руках довольно далеко. Мы перетаскивали вещи до Сейдозера 5 часов без перерыва. Навстречу вниз по дороге тащились каякеры. Они медленно и беспощадно волокли свои пластмассовые каяки прямо по камням. На грунте оставались цветные стружки, от соскобленного с каяков верхнего слоя.

Подъем/ волок от Ловозера к Сейдозеру

Пару раз мимо проехал на мотоцикле с коляской лесник. На Мотке нет никаких особых предупреждений. Написано, кажется, что заказник, что на снегоходах нельзя. Но про нас ничего. И вот когда мы затащили все это наверх к Сейдозеру вышел лесник и сказал, что на лодках по Сейдозеру запрещено.

В Ловозерских тундрах я не впервые. И скажу, что любоваться ими лучше всего либо сверху с гор, либо с Сейдозера. Для хождения по верху, по горам у нас сейчас не было времени. А вот то, что не дали с озера - жаль, очень жаль. Лесник попался не берущий взяток, но берущий за услуги. Главная услуга - перевозка наших вещей вниз на коляске мотоцикла по 500 руб за рейс (два километра дороги вниз).

Сейдозеро, а там вдали Ловозеро, откуда мы поднялись

Разумеется, мы отправились назад не сразу. Совершили долгую пешую экскурсию к Куйве (изображению природного происхождения на скале), переночевали на Сейдозере (это разрешено и бесплатно), искупались. И лишь потом вернулись в Ловозеро.

Куйва и, кажется, Чивруайлатв

РЕКОМЕНДАЦИЯ: Если, в путешествии по Ловозеру вам захочется на Сейдозеро или в горы - не надо тащиться с лодками на Сейдозеро. Разбейте лагерь внизу на Ловозере и ходите оттуда в пешие экскурсии, в радиалки налегке. Я бы запланировал на это двое суток. Сутки на левый берег (Чивруай, Энглорр, Райявр), сутки на правый, более людный (Куйва, Эльморайок). Еще вариант - спрятать лодки в кусты и с минимумом вещей и палаткой сделать двухдневную кругосветку вокруг Сейдозера с подъемом на одну из вершин Ловозерских тундр.


Радиалка на Сейдозеро


Часть вторая равнинно-озерная.

Это северная часть Ловозера, река Серебрянка из него вытекающая и постепенно расширяющаяся в водохранилище (по размеру не меньше, чем Ловозеро). Вплоть до первой плотины. Многие считают ее трудной, по причине сильных ветров. Вот и Александр (с адреса Димонка) специально позвонил мне, предупредив об этом. Спасибо ему. Но Ловозеро все же третье по размеру на Кольском. А мы ходили и по самому крупному, по Имандре. Да, на Имандре было дело, боролись с ветром. На Ловозере и водохранилищах все же попроще. Или нам просто так везло, что встречные ветра были не часто. Когда дуло в лоб, скорость конечно же падала очень заметно. Все силы уходили на борьбу. И нельзя было передохнуть ни на минутки - тут же относило назад. Кто-то пугает штормами. Но для Щук шторма на озере все же не страшны.

Все эту часть мы шли строго на Север. Сначала по Ловозеру, потом по реке и снова почти по озеру - по Серебрянскому водохранилищу.
Спокойная вода, никакого течения, северные перелески, болотца, редкие скалы, комары умеренно, редкие рыболовы.


Плоско, сонно, величественно



Часть третья - плотины, обносы, пороги.

Это - обнос плотины ГЭС-1. Короткий, но приятный сплав до ГЭС-2. Обнос ГЭС-2. Дальше через несколько км. относительно спокойной реки есть единственный порог Малый Падун.
Все плотины не страшные. Не верьте байкам, что куда-то затягивает. Везде есть обнос. На первой он не удобен в конце, ибо жлобы из Газпромовского ТКГ-1 (владельцы ГЭС) отгородили все нормальные подходы к реке ниже плотины забором. При том, что водозабор сверху (единственную опасность) не отгородили и даже не повесили знак. Поэтому на финише обноса приходится ломиться к реке через кусты по крутому склону. Мы использовали три легкие тележки (имени "челночников" 90-х годов).

Обнос первой ГЭС


На Серебрянской ГЭС-2 возле водосброса есть будка с мужиком с автоматом. Пользы от него никакой. И вреда тоже. Персонал обих ГЭС спрашивать о чем-либо бесполезно. Это оторванные от жизни вахтеры. Их издалека привозят на смену и потом увозят. Они ничего не знают о местности даже в километре от ГЭС. Но с удовольствием пересказывают страшилки, запугивая впечатлительных туристов.
Водосброс рядом с ГЭС-2


Указаного на старых картах порога Большой Падун не существует. Возможно, он был раньше. Теперь в тех местах лишь слив с плотины ГЭС-2. А вот порог Малый Падун (3 каскада, второй самый сложный с перепадом 2 м) существует (см. фото). Обходить его берегом очень не удобно. Но можно обехать по дороге. Удобнее всего это сделать, поймав машину сразу у ГЭС-2 и доехав на ней примерно до конца Малого Падуна. Этот порог не для Щуки. А вот на Скауте или катамаране я бы в него пошел.

Малый Падун



Часть четвертая - морская
      
Это, пожалуй, самая захватывающая часть похода. Ибо - МОРЕ!
Дикое, вольное, без погранцов и рыбаков, без волнорезов, буев, отдыхающих, пляжей, баз отдыха, и прочей человеческой муры.

Баренцево море


Оно интересно с первой и до последней минуты. Уже в устье реки есть приливы и отливы, есть тюлени, дюны. Я планировал финишировать в районе Териберки. Но сперва сходить на восток до Дальних Зеленцов. Посетить остатки Северной коррозионной станции. Однако море там чаще всего немного неспокойно. И все зависит от того, как вы воспринимате это "немного". Мне было страшновато только в первую ходку. Потом я привык. А вот девушки побаивались штормящего моря до конца похода. Так что до "станции" мы не пошли (по времени успели бы). Самые большие волны мы переждали в губе Гаврилово. А потом двигались вдоль берега до Териберки и дальше за нее мимо губы долгая к острову Малый Олений.

Китовые косточки, отобранные у мишки


Поняли, что дров с собой тащить не надо (сперва-то мы запаслись вязанками) - хватает выброшенного морем деревянного мусора. Пресной воды тоже в изобилии в ручейках и речках. Без людей там оживает природа - мишки, олени, зайцы. В воде тюлени, нерпы, киты. В болотцах меж прибрежных сопок и скал есть ягоды, грибы, дикий лук.

Девушки в Северном ледовитом.
А так и не скажешь


В море интересно все - шторм и штиль, солнце и ветер, маяки, редкие острова, военные корабли (как запомнился визит к авианосцу!), прибрежная живность и сами камни. Раньше на "Щуках" из морей мы ходили только по Белому. Теперь поняли, что Баренцево море тоже пригодно для нашего "Щучьего" обитания.



...... Продолжение следует .......




Написать письмо Василичу vasilich-k@narod.ru

Выйти на главную страницу



Copyright © "Василич и К"
Вы можете использовать любые материалы сайта vasilich-k.narod.ru
Но, пожалуйста, со ссылкой на авторов и на сайт
Hosted by uCoz