"Возвращение к началу называется покоем,
а покой называется возвращением к жизни" (Лао-Цзы. Дао дэ Цзин гл.16) ДацзыбаоВстреча одноклассников с выпечкой блинов в зимнем лесу |
Эклектика какая-то. Что общего между древним китайцем и румяной девкой с плаката? А вот что - блины, как "возвращение к началу" Нет, наверное, так непонятно. Лучше с другого конца. Все началось с капризов памяти, в которой осело - где-то в конце января у моего одноклассника г-на Дипломата случается День Рождения. Но я всегда забывал, какого именно числа. Лешка несколько раз пытался исправить запись в моем мозгу, втолковывая мне, что он родился 1 февраля. Но у меня в памяти упорно мерцал январь. Устав дрессировать мою память, ДипломатЪ пошел на хитрость, сообщив, что его День - 32 января. Ну как я мог не запомнить такую загогулину - переполнение разрядной сетки?! Я заранее задумался, как его отметить в этот раз? Ну не банально же за столом?! Нет, конечно! Только совместное деяние раскрывает человека, дает ощущение с толком проведенного времени. Когда-то мы по такому случаю шли купаться в проруби. В другой раз - строили иглу. Но вот напасть - участок земли с водоемом взяли под охрану. Отобрали у нас прорубь. А мне вдруг очень захотелось блинов. Да не абы каких, а настоящих. Галя могла их нам напечь сколько угодно. Но нет. Это не наш путь. Мне показалось, что гораздо правильнее вернуться к истокам, к простому, натуральному и испечь их самим. И лучше не дома, а в лесу (к чему-то вспомнилась сказка "Морозко"). На костре. Добротная подготовка не менее интересна, чем само действо. Я задумался. На чем печь? Стальная сковорода - не то. Тонка. Алюминиевая штамповка хлипка. Алюминиевое литье хорошо, но антипригарное покрытие не выдерживает ни перегрева, ни резких перепадов, ни острых предметов. К тому же пластмассовые ручки любят обгорать в языках пламени. Я делился своими терзаниями с людьми, которые казались мне относительно толковыми. И вот г-н Муссолини (еще один мой одноклассник) вдруг вспомнил, что когда-то давно, еще до ВУЗа он умудрился поработать на чугунолитейном производстве. И убедился, что нет ничего эффективнее чугунной сковороды. Только их сейчас почти не делают. А если и делают, то только глубокими. В общем он направил мою мысль в верное русло. И, походив по магазинам, я нашел это чудо. Сковорода была отлита на Украине, где понимают толк в блинах. Правильный размер. Невысокие бортики. Длинная ручка. Для походов она конечно тяжела. А для нашего случая - самое то. Но мы совсем забыли про наши зимние традиции. Отечественные чиновники всегда удивляются, что зимой идет снег. Объявляют аврал и осваивают под это немалые деньги. Другая традиция - делать прививки против гриппа и потом уверенно им болеть. В общем, к нужной дате ДипломатЪ заболел. Потом переболел я. Но наконец все сошлось. Правда, оказалось, что на календаре в нашем исчислении настало уже 57 января. Месяц никак не хотел кончаться, пока мы его не отпустим. А люди гадали, почему же так затянулись холода. Нам-то было ясно - январь же еще. Я попросил у Инны подобрать нам правильный рецепт теста. Чтобы без дрожжей, чтобы блины получались тонкие и вкусные. Такие, что сами просятся в рот безо всякой начинки. И чтоб не пригорали! Как оказалось, в интернете есть тысячи рецептов - с мясом, с творогом, толстые, в дырочку, постные и прочая, прочая. А вот чтобы просто вкусные обычные блины, это нашлось не сразу. Наша семья экспериментировала месяца полтора (в обычном исчислении). Точнее Инна пробовала творить и печь по разным рецептам, а мы с Надюшей были отважными испытателями готовой продукции. В душе уже ощущалось родство с известными испытателями новых самолетов. Хотелось как-то намекнуть - почему их награждают, а нас еще нет.
Эксперименты зашли так далеко, что в ход пошла не только пшеничная, но гречневая, кукурузная и льняная мука. И много чего еще. Оказалось, что мы основательно подзабыли вкус натуральных продуктов, культуру их потребления. Вот только не надо сразу говорить, что магазинная мука совсем не та мука, что с мельницы. Также как и масло с маслодавильни на порядок выше магазинного. Соглашусь - все так. Но это и не чипсы, и не готовые блины из магазина. Гм. Отвлекся. Отдельное спасибо Диме Лехту за его сковороду. До того, как я купил чугунную, все домашние эксперименты шли на его сковородке - изделии российской оборонки. Накануне, т.е. 56 января, я попросил Галю обеспечить нас настоящими белоснежными поварскими фартуками и колпаками. Галя заявила, что я полностью отстал от жзни. Эта классика ушла в прошлое. И обеспечила нас фирменными черными фартуками ресторана "Пикник на обочине" и бонданами в тех же тонах. Кто-то спросит: "Ну на фига вам двоим в глухом зимнем лесу эта униформа?" Я конечно могу аргументировать цитатой из Чжуан-цзы, но фото ответит ему более убедительно. | |||
В жизни все взаимосвязано. Галя как чувствовала со своим "Пикником на обочине". Буквально перед этим, благодаря имхонету, мне представилась возможность задать вопросы Борису Стругацкому, и он любезно ответил. Мой вопрос: "Уважаемый Борис Натанович, Если бы вы писали, имея сегодняшний опыт того, как в условиях снятия барьеров бывшие советские и постсоветские люди не смогли самоорганизоваться, построить хотя бы основы гражданского общества - ваши произведения были бы более мрачными? Извините за корявость вопроса. Попробую пояснить. От ваших произведений, особенно ранних, как от полотен А.Дайнеки веет потрясающим светом и оптимизмом. Имея сегодняшний опыт (личный и страны) , можно ли сохранить этот свет и эту веру?" Ответ Б.Стругацкого: "Я, наверное, как и раньше, как и всегда, принадлежу к меньшинству. Я не считаю нынешнее положении России трагичным, мрачным, безнадежным, тупиковым, катастрофическим и пр. Драматичным – да, опасным – безусловно, предкризисным – очевидно. Но никаких оснований для глухого пессимизма я не вижу. То, что мы сейчас наблюдаем, есть типичный послереволюционный откат, возвращение маятника истории вспять, что наблюдается после каждой революции, ничего неожиданного, ничего трагичного и, главное, ничего необратимого. «Время бросать камни и время собирать камни». Сейчас наступило время собирать. Авторитаризм пожирает свободу и – одновременно – пожирает самое себя, загоняя страну в тупик и застой, выход из которого один: предельное раздражение народа, раскол правящей элиты, пришествие нового Горбачева, «ветер перемен» и - очередная перестройка. Это будущее (сравнительно недалекое) представляется мне совершенно неизбежным, так что «со светом, верой и оптимизмом» у меня все в полном порядке." Ответ истинного даоса. Остается только присесть рядом на берег и созерцать этот маятник. Как там у Лао Цзы - "действие должно соответствовать времени". Но я снова отвлекся. Итак, господин ДипломатЪ и я тронулись в путь. Нас ждал зимний лес. Термометр показывал минус 15 по Цельсию. Мы шли в основном по лыжне, да простят нас лыжники. Иногда мы приветствовали их. Они же, как правило нам не отвечали. На что дядя Леша заметил, что в Сибири люди иные - они охотнее вступают в диалог. Что может быть лучше неспешной беседы в пути?! Заснеженный лес, чистый воздух, которым хотелось глубоко дышать. Так мы отмахали километров пять, облюбовали крохотную поляну и остановились на ней. Я достал складную лопату и прокопал дорогу от лыжни к середине полянки. После чего передал лопату "другому" и ушел за дровами. | |||
Запалив костер, с блинами торопиться не стали. К чему спешка? Я привез с собой древний эмалированный чайник. Тяжелый, громоздкий, но обладающий достоинством в виде изрядного слоя накипи. Когда-то, лет 20-30 назад в нем кипятили воду для чая. После - из кухни списали. И его узким профилем стали глинтвейны и чаи на природе. Древняя накипь глубоко пропиталась благородным духом пряностей, фруктов, чаев и красных вин. По задумке мы должны были дойти до родника. Но накануне я только-только прилетел из командировки, приехал к Дипе не с утра и до родника мы просто не успели. Поэтому растопили снег и заварили для начала зеленый игльчатый чай. Нет, не "серебряные иглы", а более тонкие и темные. | |||
Все-таки чай на морозе нужно заваривать покрепче - бросать заварки процентов на 20 больше. Слишком быстро все остывает. Чай просто не успевает раскрыться и отдать весь букет. Зимнее солнце спускалось в елки. Мы наблюдали его сквозь чайный пар и слушали снежную тишину. В какой-то мере настроение передает вот эта картина средневекового китайского художника. Не знаю ее сюжета, но что-такое в ней есть. | |||
Итак, БЛИНЫ! Честно говоря блиноделы мы не важные. А я так вовсе чайник. Где-то я слышал, что сковороду нужно предварительно прогреть. Видимо я сделал это слишком усердно. Первый блин, тут уж традиция, вышел комом. Точнее кривой загогулиной, которая тут же подгорела. | |||
Ну это - нормально. Со второго блина и далее дела пошли лучше. | |||
Г-н ДипломатЪ и вовсе разошелся, как конвейер Форда. Вот только нижний край у него никак не выходил круглым. Все получались вологодские кружева". Он тоже вдруг вспомнил давние наставления матери - чтобы края не пригорали - поддень их лопаткой и подними, дав еще немного времени пропечься середине. Пекли мы без масла. Дипа пек, а я укладывал на тарелку и смазывал маслом. | |||
Смекнув, что на морозе все остывает мгновенно, мы стали накапливать по два блина и тут же их поедать. Мы осознанно не взяли ничего из еды помимо блинов - чтобы не отвлекаться на прочие глупости. И по мере опустошения бутылки с тестом, все больше чувствовали, как мала оказалась порция. А может это и к лучшему. Переедание убивает наслаждение от продукта. | |||
Потом мы еще пили черный чай со смородиновым листом, рябиной и ферментированным иван-чаем. Потом допекли остатки теста. И вдруг заметили, что наступили сумерки. Процесс творчества настолько поглощает, что перестаешь замечать ход времени. | |||
В запасе у нас еще был пуэр. Но перспектива выхода по сугробам из ночного леса ... В общем, мы решили испить пуэр дома. Собрали нехитрый скарб, сказали спасибо полянке и пустились в обратный путь | |||
Дома у Дипы Галя нас еще подкормила. Я заварил знатный пуэр, добавив в него щепотку чаги. И мы еще успели до моего отъезда душевно поболтать. А г-н ДипломатЪ подарил мне книгу Игоря Бурдонова "Ритуальные числа" с дарственной надписью автора. Это было очень созвучно нашей встрече. Приведу оттуда один стих. На китайских картинах не горы, а души гор, не дерево с корнем кривым и серебристою кроной, а дерева душа - печальна и стара, не журчащий ручей с ключевою водой, а играющая душа молодой воды. Там душа человека с душою книги в руках слушает душу музыки южного ветра. Души китайских картин хранят в особых футлярах, сделанных мастерами давно ушедших времён. | |||
В подражание Бурдонову можно сказать, что на этой финальной фотке не мы сами, а наши души, слившиеся с душами блинов и светящиеся блинным светом | |||
... |