Версия 1.0.
Однажды НачХим, подплыв на лодке, спросил: "А кто такие настоящие даосы,
встрече с которыми так радуется Василич?"
Отмахав молча веслами с полверсты, Василич ответил:
"Истинные" или "либеральные" даосы или "даосы Василичи" долго жили среди людей,
поэтому с виду стали сильно на них похожи. Главное отличие так просто не увидишь.
И словами выразить трудно. Да и нужно ли это выражать?
Известно же, что "дао, которое может быть выражено словами, не есть истинное дао".
Истинный даос чувствует собрата без слов, например, по делам и глазам его.
Но, наверное, ты прав, о, пытливый НачХим. Если хоть как-то не формализовать идею, то
как о ней узнают еще не даосы, но уже выбирающие свой путь.
Часть I.
Даосы
Вот смотри:
Лао-цзы, живший более 2 тыс. лет назад, видимо, тоже любил походы. Он писал:
"Нужно меньше говорить, следовать естественности. Быстрый ветер не
продолжается все утро, сильный дождь не продержится весь день."
И действительно, как часто
встречаются "говорящие головы", которые болтают ни о чем в то время, когда
после трудного подъема ты достиг вершины и хочется обозреть, вдохнуть,
услышать огромный открывшийся мир ... Болтающему трудно услышать.
Он же: "... Покой есть главное в движении.
Поэтому мудрый человек действует весь день, не оставляя тяжелого дела.
... торопливость приводит к потере опоры"
Проходить большие озера на веслах скучно и трудно, если торопишься покорить озеро.
Если ты с удовольствием, без спешки гребешь и созерцаешь (медитативная гребля)
то в таком состоянии можешь плыть, и плыть, и плыть. Вот, только с матросами обычно
проблема. Почему-то они хотят то есть, то отдыхать.
Когда спрашиваешь людей, зачем они идут в поход, им бывает трудно выразить
свои мысли, желания. А Лао-цзы, кажется, это вполне удалось:
"... уйти от страстей и суетности жизни к первобытности прошлого,
к простоте и естественности"
Разве не за этим многие идут в походы? Уйти хоть ненадолго от скопищ людей,
от моторов, телефонов, интернета, информационной помойки, навязанных стереотипов
поведения, одежды, образа мыслей и отношений.
Общество потребления, в котором мы все живем, скорее отрицает или
принижает "простоту и естественность".
А вот как писал о даосах Чжуан-цзы: "... радуясь тому, что даровано им,
и самозабвенно возвращаясь к своему естеству. ... Они жили в
беспредельной гармонии с миром, и никто не знал, где положен им предел..."
Красиво описано. Не реально? Конечно, не реально. Но что-то в этом есть привлекательное.
Люди города, попав в лес, часто спрашивают: "Это - плохой гриб? А эта ягода хорошая?"
Как будто именно им отвечает Чжуан-цзы: "... нет места четким границам между вещами,
все слито друг с другом, все присутствует во всем.
В этом мире нет никаких абсолютных величин, ничто само по себе не является
ни прекрасным, ни безобразным, ни большим, ни малым, но все существует только
относительно чего-то другого и в теснейшей внутренней связи и взаимообусловленности
... мудрый живет, усваивая всем телом вселенскую гармонию жизни"
Человек, постигший это "... свободно приходит, свободно уходит, получит
что-либо - хорошо, потеряет что-либо - не огорчается. Это и есть то сбалансированное
состояние, когда дух не отделен от субстанции и все соответствует своей природе"
Помнишь, как у Визбора в песне про Серегу Санина, которому легко под небесами:
"Уходишь - счастливо. Приходишь - привет"
У даосов есть такое понятие, как недеяние (у-вей). Над ним любят иронизировать, вот
хоть тот же замечательный балагур Тимур Шаов:
Недеяние прелестно,
Созерцание полезно.
Так учил один известный
Тунеядец - Лао-Цзы.
Даосы под недеянием понимали "непротиводействие природе, отрицание целенаправленной
деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. ... Это не бездействие.
Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка.
Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче
и гибели"
Можно осудить меня за вульгарную трактовку основ даосизма. Да, пожалуйста.
Главное, не относится к этому слишком серьезно.
А то тебя примут за своего рьяные адепты даосских практик и тренингов.
По большому счету дело вовсе не в "даосах" и не в походах.
Это всего лишь приглянувшийся термин.
Вспомни, о НачХим, как в дельте Терешки у нас случились проблемы с баллонами.
И в поисках нужной
запчасти я походил, пообщался с местными в дачных поселках. Отношение типа
"много вас тут ходит", "сюда нельзя - это частная собственность", "как вам не стыдно,
ходите тут, а потом все пропадает" - в общем-то, не удивило. Но встретился светлый
дед, который не только сам охотно вынес нам в помощь все, что у него было.
Но категорически отказался взять деньги: "Вы в пути. Как же можно не помочь
странствующему?!"
На душе до сих пор тепло от этой встречи. Вряд ли этот "дед" слышал про даосов. Но так
ли это важно?
Часть II.
Здесь и сейчас
"Даосы Василичи" предпочитают не жить ожиданием чего-либо. "Жить здесь и сейчас".
Существовать вкусно, сочно с чувством глубины в каждый момент бытия.
Быть может чуть по детски. Говорят же, что дети не готовятся жить, что они живут здесь
и сейчас со всей полнотой переживаний и жаждой счастья.
Но по мере взросления они учатся терпеть сейчас, ради счастья потом. Сейчас отмучаюсь,
перетерплю эти ужасные уроки, зато потом будут настоящие каникулы. Дальше больше.
Вот отработаю, отмотаю занудную трудовую неделю, а уж выходные проведу в свое удовольствие.
Дотяну до отпуска, а там отлежусь, отосплюсь. Ладно, потерплю как-нибудь эту маленькую
должность. Но года через три стану старшим, вот тогда поживу.
Даосы Василичи предпочитают не дожидаться счастья в будущем, а полноценно проживать каждый
миг. Только вот сам этот лозунг "жить здесь и сейчас" оказывается можно трактовать
совсем иначе. Как-то в рекламной статье обнаружился вот такой текст:
"Люди поняли, что жить надо здесь и сейчас! Таким образом, в нашей стране стала
формироваться новая философия жизни. Кредитная карта - это лишь один из неотъемлемых
инструментов нашей современной действительности"
Т.е. "здесь и сейчас" можно
переиначить в лозунг потребителей - покупать и потреблять здесь и сейчас! Пусть в кредит,
пусть платить придется больше, но потом.
Не зря же в «Книге перемен» сказано:
"Когда вещь достигает предела своего развития, она превращается в свою противоположность"
А может это Гегель сказал?
Не суть. Главное - чувствовать разницу.
Часть III.
Впечатленный Екклесиастом
Начну с длинной цитаты от которой чуть слышно тянет запахом вечности. И то сказать,
писано-то это то ли 2.5, то ли 3 тыс. лет назад.
"Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я,
делая их: и вот, всё - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!"
Грустные, тяжелые выводы. Но дальше вроде бы есть просвет.
"И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость ...
И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света
перед тьмою: у мудрого глаза его - в голове его, а глупый ходит во тьме;"
Казалось бы, появилась цель. Но дальше он опять все разрушил. Библия - печальная книга.
"... но узнал я, что одна участь постигает их всех.
И сказал я в сердце моем: "и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я
сделался очень мудрым?" И сказал я в сердце моем, что и это - суета;
потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет
забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым ...
потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают,
так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом,
потому что всё - суета!"
Ради чего после этого жить? Но все же какой-то выход есть:
"Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех
трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей, которые дал
ему Бог; потому что это его доля"
Согласись, о, НачХим, этот вывод вполне перекликается с нашим даосским - следованием
в соответствии с естественным ходом миропорядка.
Но здесь можно задуматься и о другом - о том, что мы, заходящие в этот мир на краткий миг,
можем оставить после себя. Память о себе? Добрая или злая она сотрется без следа.
Останется сам мир, который мы можем оставить таким, каким был до нас или чуточку лучше.
Ну вот даже без глобализма. Лес, улица, речка, все выглядит красивее, когда там не
остается нашего мусора, наших следов. Не брать у природы ничего сверх самого
необходимого. И оставлять ее после себя такой, какой она была до людей.
Вот что достойно настоящего даоса.
Часть IV.
Воля, в смысле свободы
Есть еще одна крайне важная "штука", о терпеливо внимающий НачХим, без которой
даосы-Василичи хиреют и чахнут. Она непосредственно связана с походами, но по сути своей
много шире. Воспользуюсь очень верными формулировками Д.Лихачева:
"Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем ... Воля — это отсутствие
забот о завтрашнем дне, это беспечность, блаженная погруженность в настоящее.
Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и
представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы?
Тем, что воля вольная — это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным
пространством ...
И природа нужна была человеку большая, открытая, с огромным кругозором. Поэтому так
любимо в народной песне полюшко-поле. Воля — это большие пространства, по которым можно
идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать
вольным воздухом, воздухом открытых мест, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над
головой небо, иметь возможность двигаться в разные стороны как вздумается"
Читая это - наконец сам понимаешь, почему же так сладко дышится на холме, на горе,
откуда во все стороны простираются огромные пустые пространства.
Но и просто свобода, свобода личности для либеральных даосов - понятие базовое.
Даосы уважают чужую и свою свободу, считают ее одной из высших ценностей.
Хрустальная клетка все равно остается клеткой. Собака, сидящая на золотой цепи
все равно остается не свободной, как и тот, кто ее привязал.
Из всех мироустройств лучше то, что построено на либеральных принципах.
Даосы уважают индивидуальность и креативность, понимая при этом, что в сложных походах
выживают коллективом. Но настоящий коллектив рождается из свободных людей. Только из них
может сформироваться и гражданское общество.
Часть V.
О покорителях
Как ты знаешь, о ученый НачХим, в Санкт-Петербурге одно время жили замечательные
люди - "Митьк'и". Вроде бы художники-примитивисты (А.Флоренский, Д.Шагин и др.),
но, по сути философы, сформировавшие особую атмосферу и среду. Однажды
они сочинили замечательный лозунг - кредо: "Митьки никого не хотят победить!"
Этот лозунг близок и даосам. Даосы с недоумением смотрят на "покорителей" гор, рек,
озер. Покорение и завоевание - противоречат сути дао. Вообще любое покорение
- это, в общем-то иллюзия. Покорение, покорность, подавленность ... Разве это та среда,
в которой комфортно жить? Рабы вряд ли могут быть друзьями.
Часть VI.
Здоровый цинизм
Либеральные даосы принципиальны в основных базовых ценностях. Но внешне довольно циничны.
Они не бросаются исправлять весь мир (ну разве что иногда сгоряча), не кричат о
несправедливости, не пытаются спасать или помогать всем подряд.
Даосы готовы помогать тем, кто сам готов эту помощь принять. Готовы учить того, кто
сам хочет учиться. Исправлять то, что само дозрело до исправления.
Часть VII.
И снова о походах
Даосы-Василичи стараются не повторяться в походах, выбирая новые способы, виды походов,
новые места, новые сезоны. Но чем больше походов остается за плечами, тем чаще
вспоминается мрачный Екклесиаст, который писал:
"Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках,
бывших прежде нас ... Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется
памяти у тех, которые будут после"
Так и хочется продолжить великого мужа - "и новые места похожие на прежние;
а новые походы повторяют предыдущие".
Вновь возвращаясь к смыслу походов, можно сказать, что один из смыслов - не в поисках
новых мест, а, пользуясь словами того же мудреца, в том, чтобы
"исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом".
Часть VIII.
Кастанеда
Завершая на сегодня наш разговор, о НачХим, позволю себе удивиться, почему никто из нас до сих
пор не вспомнил Кастанеду. Мне кажется, что многие странствующие и ищущие пути
читали пересказанное им учение дона Хуана. Его "путь Воина", разве не замечательный
путь? Как много в нем нашего даосского.
Но я не вспомнил об этом осознанно - много людей относятся к этим книгам и
к себе самим слишком серьезно.
... Диалог благородных мужей был прерван мутно-багровым закатом, напомнившим о
своевременности подбора места для ночлега.
май 2009 года
Написать письмо Василичу vasilich-k@narod.ru
Выйти на главную страницу
Copyright © 2005-2009 "Василич и К"
Вы можете использовать любые материалы сайта vasilich-k.narod.ru
Но, пожалуйста, со ссылкой на авторов и на сайт