Казань я знал только по книгам и обрывочным новостям газет и радио.
Поэтому город формировался в моем воображении этаким оплотом национализма,
госпатернализма и мусульманства: много мечетей, все говорят и пишут исключительно
по-татарски и подчеркнуто не любят русских. Когда я прилетел туда осенью 2007,
оказалось, что почти все не так.
Казань, ее старая центральная часть, полна православных храмов
(правда, многие из них заброшены). Мечеть новенькая, с иголочки встроена в
старинный Кремль так, что со стороны канала является основной доминантой.
Но она открыта для всех, дружелюбна. И молился там
единственный человек - нескладный, сутулый юноша. Мистическим образом он еще не раз
встречался мне в городе.
Татары в Казани в основном говорят по-русски. Молодежь пьет, не стесняясь, на всех
улицах, во всех переходах так, что сразу видно - им не до ислама или любой иной религии.
Улицы грязные. Ветер перекатывает мусор с места на место. Отдельные фрагменты города
реставрированы к недавно прошедшему юбилею. Но многое сделано с типично совковым
отношением. Спустя рукава. К примеру, пешеходная улочка вымощена дорогими гранитными
плитами. Но ходить по ним опасно. Когда наступаешь на край плиты, другой ее край
неожиданно поднимается.
И получается город контрастов - мешанина веков, культур, красоты и убожества.
Однако мне там было уютно. Главное, что люди оказались существенно добрее, чем в Москве.
Даже проданное мне втридорога национальное блюдо Талкыш-калеве (ресторанной выделки)
ни капли не расстроило. Потому, что старая татарка при этом окружила меня такой заботой,
участием и огоньками иронии в глазах, что обижаться было не возможно. Я получил не просто
блюдо, я приобрел частичку непередаваемого колорита восточного базара.
Но вернусь к основной теме. Я уже несколько раз проходил мимо памятника, водруженного
напротив моей гостиницы. Было чуть любопытно, но некогда. Да и памятник выглядел казенно,
скучно, официально. И когда, улучив минутку, я все же подошел к нему, то обалдел.
Судьба вновь привела меня к "однокашке" - Льву Гумилеву.
Но почему здесь, в Казани? Надпись, высеченная на граните констатировала, но не
объясняла.
|
Чуть ниже на колонне виднелась цитата: "Я, русский человек, всю жизнь
защищал татар от клеветы"
|
Мало того, что ему поставили здесь памятник. Его именем назвали университет в Астане,
новой столице Казахстана. Откуда такое уважение к Гумилеву у тюркских народов?
Я так понимаю, прежде всего, за развитие теории евразийства, за признание вклада
тюркских народов развитие культуры. Но, судя по документам, Лев и в личном плане
уважительно относился к чужой ему культуре. Учил языки этих народов и на воле,
и в лагерях, и в ссылке. Люди ценят искренность и отвечают уважением.
Кстати, именно в связи с его "лагерным" прошлым, как я понимаю, появился еще один
уникальный памятник. Льва Николаевича арестовывали в 1935, 1938, 1949 годах.
За что? За происхождение, за отца-поэта, за мать.
В общей сложности он отсидел (отработал в рудниках) 14 лет. И это, не считая ссылок,
не считая того периода, когда он воевал с фашистами и дошел до Берлина.
За решеткой свой мир, свои ценности. Похоже, что Гумилева уважали и там.
И кто-то из бывших арестантов сделал своими руками наивный, несуразный, но
искренний памятник. Поставлен он довольно давно, в тех же Градницах. Думаю, что
это один первых, если не самый первый памятник этим людям.
А поскольку "монумент" деревянный, то время его не щадит. И, думаю, что скоро он
совсем исчезнет. Вот он. Смотрите.
|
Ниже я укрупнил детали этого деревянного чуда.
Справа вверху, как я понимаю, фигура Льва Гумилева в ушанке, телогрейке или
арестантской робе с номером, стоящая на фоне колючей проволоки.
Надписи тоже говорят о многом: "Никто не знает свое будущее";
"Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне". Барельефы расстрелянного Николая
Гумилева в окружении лебедей или журавлей. Барельеф Ахматовой.
|
Над этим китчевым произведением можно просто посмеяться. Можно осудить за безвкусицу.
Можно, но что-то мешает. Что-то в нем есть такое, чего нет ни в одном гранитном,
бронзовом или чугунном. Немудреным языком он напоминает о главных ценностях, которое
государство наше никогда ни в грош не ставило.
А мы сегодня уверены в своем будущем?
Продолжение следует
!!! Вернуться в начало, к первой части !!!
|
|